• Телескопические — имеют прямую выдвижную стрелу, которая обеспечивает максимальную высоту и жёсткость конструкции.
  • Коленчатые (шарнирные) — состоят из нескольких секций, соединённых шарнирами, что позволяет обходить препятствия и работать в труднодоступных местах.
  • Комбинированные (телескопо-коленчатые) — совмещают оба принципа для универсальности.
  • Мачтовые — вертикальные подъёмники с направляющими, обычно компактные и применяются на малых высотах.
Современные автовышки позволяют поднимать рабочую люльку на высоту до 100 метров (примерно 30–35 этажей).







Первые аналоги АГП использовались коммунальными службами Европы ещё в начале XX века для обслуживания уличного освещения.














В большинстве стран обязательным является наличие в люльке аварийного пульта, чтобы оператор мог спуститься даже при отказе основной гидросистемы.






В России наиболее распространены установки с высотой подъёма от 18 до 28 метров — это универсальный диапазон для городских работ.
Автовышка (АГП — автогидроподъёмник) представляет собой специальную установку, смонтированную на автомобильное шасси и предназначенную для подъёма людей и оборудования на высоту.

Основные элементы:

Шасси — грузовой или малотоннажный автомобиль, обеспечивающий мобильность.

Опорная система (аутриггеры) — выдвижные опоры, которые фиксируют машину на рабочей площадке.

Стрела — телескопическая или коленчатая, поднимающаяся за счёт гидравлических цилиндров.

Рабочая платформа (люлька) — корзина для персонала и инструментов, оборудованная ограждением и системами безопасности.

Гидравлическая система управления — обеспечивает плавный подъём, выдвижение и позиционирование стрелы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
ВИДЫ АВТОВЫШЕК:
КОНСТРУКЦИЯ АВТОВЫШКИ:
АГП
На большинстве автолестниц допускается одновременный подъём людей и подача воды по встроенному трубопроводу, что делает их уникальными среди подъёмной техники.
Современные модели способны подниматься на высоту более 50 метров, что сопоставимо с 16-этажным домом.

Первые автолестницы в России устанавливались на паровые автомобили и имели ручной привод выдвижения секций.


  • Пожарные — используются для спасения людей и тушения пожаров в зданиях повышенной этажности.

  • Строительно-монтажные — применяются при возведении и обслуживании зданий.

  • Коммунальные — для электромонтажных, ремонтных и обслуживающих работ.
Автолестница — это специализированная подъемная установка, монтируемая на автомобильное шасси (чаще всего грузовое).

Основные узлы:

Шасси— транспортная база, обеспечивающая мобильность.

Выносные опоры (аутриггеры) — стабилизируют машину при работе на высоте.

Лестничный пакет — телескопическая конструкция из нескольких секций (обычно 3–5), выдвигаемых гидравлическим или механическим приводом.

Поворотное основание — обеспечивает вращение установки на 360°, что позволяет работать в любой плоскости.

Люлька (корзина) — площадка на верхнем конце лестницы для подъема людей, оборудования или установки пожарного ствола.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
ВИДЫ АВТОЛЕСТНИЦ:
КОНСТРУКЦИЯ АВТОЛЕСТНИЦ:
АВТОЛЕСТНИЦА
Самые мощные автокраны способны поднимать грузы весом более 1000 тонн.






Первые автокраны в России появились ещё в 1930–40-х годах и использовались преимущественно на строительстве промышленных объектов.
















Автокраны с телескопической стрелой могут достигать вылета до 80 метров и поднимать груз на высоту более 50 метров.





Современные автокраны оснащаются системами автоматического контроля нагрузки, что значительно повышает безопасность работ.
  • Телескопические — имеют выдвижную стрелу, обеспечивающую большую высоту подъёма и дальность вылета.
  • Решётчатые — лёгкая и прочная конструкция стрелы, применяемая для подъёма тяжёлых грузов на средние высоты.
  • Мобильные (на шасси грузовика) — универсальные краны для строительных и монтажных работ.
  • Гусеничные автокраны — устанавливаются на гусеничное шасси, обладают высокой устойчивостью на рыхлой или неровной поверхности.
  • Комбинированные краны — сочетают телескопическую и решётчатую стрелу для универсальности применения.
Автокран — это подвижная подъемная установка на автомобильном шасси, предназначенная для подъёма и перемещения грузов на стройплощадках и промышленных объектах.
Основные элементы:

Шасси — грузовой автомобиль или специализированная база, обеспечивающая мобильность и устойчивость.

Выносные опоры (аутриггеры) — стабилизируют машину при работе с грузом на высоте.

Стрела крана — телескопическая или решётчатая, выполняет функцию подъёма и перемещения грузов.

Кабина оператора — оснащена системой управления стрелой и грузозахватными механизмами.

Подъёмный механизм — включает гидравлические цилиндры, лебёдку и тросовые системы для подъёма и опускания грузов.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
ВИДЫ АВТОКРАНОВ:
КОНСТРУКЦИЯ АВТОКРАНА:
АВТОКРАН
КМУ позволяет одним автомобилем выполнять функции грузовика и крана одновременно, что значительно экономит время и ресурсы на строительных и монтажных объектах.



Первые КМУ появились в Европе в 1950-х годах и быстро стали популярны в коммунальном и строительном секторах

















На современных моделях предусмотрены дистанционные пульты управления, позволяющие оператору управлять стрелой с безопасного расстояния.



С помощью КМУ можно не только грузить и разгружать материалы, но и выполнять монтажные работы на небольших высотах, например, устанавливать опоры, конструкции и контейнеры.
  • Телескопические — оснащены выдвижной прямой стрелой для работы на ограниченном пространстве.
  • Шарнирные (коленчатые) — позволяют обходить препятствия и вести погрузку в труднодоступных местах.
  • Комбинированные — сочетают телескопическую и шарнирную конструкцию для универсальности.
  • Лёгкие/средние/тяжёлые — классифицируются по грузоподъёмности, от 1 до 25 тонн и более.
Кран-манипуляторная установка (КМУ) — это подъемно-транспортная техника, устанавливаемая на шасси автомобиля, предназначенная для погрузки и транспортировки грузов.

Основные элементы:

Шасси — грузовой автомобиль, на котором монтируется манипулятор.

Манипулятор (стрела крана) — гидравлическая стрелка, оснащённая захватом или крюком, способная вращаться и выдвигаться для маневрирования грузом.

Опоры (аутриггеры) — выдвижные стабилизаторы для обеспечения устойчивости при работе с грузом.

Кабина управления — встроенный или отдельный пульт для контроля работы стрелы и захвата.

Подъёмный механизм — гидравлическая система для выдвижения стрелы, подъёма и опускания груза.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
ВИДЫ КМУ:
КОНСТРУКЦИЯ КМУ:
КМУ
Современные автобетононасосы могут подавать бетон на высоту более 60 метров и на расстояние до 150 метров по горизонтали.






Первые автобетононасосы появились в Европе в 1950–1960-х годах, что позволило ускорить строительство многоэтажных зданий.

















На крупных стройках автобетононасос может работать непрерывно и подать до 100 кубометров бетона в час, что делает его незаменимым при монолитном строительстве.




Некоторые модели оснащаются дистанционным управлением стрелой и насосом, что повышает точность подачи и безопасность работ.
  • Стационарные стрелы (стрела-телескоп) — подают бетон на высоту и дальность, удобны для крупных строительных объектов.
  • Коленчатые (шарнирные) стрелы — позволяют обходить препятствия и доставлять бетон в труднодоступные места.
  • Передвижные насосные установки — компактные, применяются для небольших и средних объектов.
  • Комбинированные модели — сочетают телескопическую и коленчатую конструкцию стрелы для универсальности применения.
Автобетононасос — это специализированная техника для транспортировки и подачи бетонной смеси на высоту или удалённое расстояние.

Основные элементы:

Шасси — грузовой автомобиль, на котором установлена насосная установка.

Насосный агрегат — обеспечивает подачу бетонной смеси по магистрали к месту укладки.

Бетонораздаточная стрела — телескопическая или коленчатая, подаёт бетон в точку укладки.

Опорные выносные системы (аутриггеры) — стабилизируют автомобиль во время работы.

Система управления — позволяет оператору контролировать подачу смеси, положение стрелы и давление в магистрали.

Бункер для бетонной смеси — приёмная ёмкость, в которую загружается бетон перед подачей через насос.
ВИДЫ АВТОБЕТОНОНАСОСА:
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
КОНСТРУКЦИЯ АВТОБЕТОНОНАСОСА:
АВТОБЕТОНОНАСОС
Современные мобильные буровые установки могут бурить скважины глубиной до 500 метров и диаметром до 1000 мм.


Первые мобильные буровые установки появились в середине XX века и сразу заменили стационарные установки на труднодоступных участках.


Мобильные буровые установки позволяют вести работы в условиях пересеченной местности, болот, лесов и гор, что делает их незаменимыми для геологоразведки и строительства.


На некоторых моделях предусмотрена автономная работа без подключения к внешним источникам энергии, что увеличивает их мобильность и сокращает время подготовки к бурению.
  • Для геологоразведки — легкие установки для бурения скважин на воду, нефть, газ и полезные ископаемые.
  • Строительные МБУ — применяются для бурения свайных и фундаментных скважин.
  • Энергетические — для установки опор ЛЭП, ветрогенераторов и других инфраструктурных объектов.
  • Комбинированные — позволяют выполнять работы и по разведке, и по строительству, часто оснащены сменным буровым инструментом.
Мобильная буровая установка (МБУ) — это техника для проведения буровых работ на разных грунтах, смонтированная на автомобильном или гусеничном шасси.

Основные элементы:

Шасси — грузовой автомобиль, внедорожник или гусеничная база, обеспечивающая перемещаемость по сложным маршрутам.

Буровая мачта — вертикальная конструкция, на которой устанавливается буровой механизм; может быть телескопической или шарнирной.

Буровой механизм — включает двигатель, редуктор, вращательный и подъемный узлы для вращения и опускания буровой колонны.

Система управления — операторская панель для контроля скорости вращения, усилия и глубины бурения.

Система стабилизации — выдвижные опоры или гусеничная база для устойчивости во время бурения.

Дополнительное оборудование — насосы, компрессоры, контейнеры для бурового раствора, инструменты для замены буровых штанг.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
ВИДЫ МБУ:
КОНСТРУКЦИЯ МБУ:
МОБИЛЬНАЯ БУРОВАЯ УСТАНОВКА
Первые пожарные автомобили появились ещё в конце XIX века и имели паровой насос для подачи воды.




Современные пожарные машины способны подавать воду на высоту до 50 метров и создавать поток до 5000 литров в минуту.















В некоторых странах внедрены роботизированные пожарные установки, которые могут подавать воду и пену без участия человека на опасных объектах.





Пожарная техника часто комплектуется тепловизорами, системами GPS и средствами связи для координации действий в реальном времени.
  • Автоцистерны (AC) — машины с баком для воды и насосом для тушения пожаров.
  • Автолестницы (АЛ) — телескопические или коленчатые лестницы для спасения людей с высоты и доставки пожарного ствола.
  • Автовышки (АГП) — позволяют подавать пожарные стволы на высоту и эвакуировать людей.
  • Пожарные насосные станции — мобильные насосы для подачи воды на расстояние или создание давления.
  • Специальные аварийно-спасательные автомобили — оснащены гидравлическими инструментами, люльками и средствами для спасения при ДТП, завалах, ЧС.
Пожарная техника включает специализированные автомобили и установки, предназначенные для тушения пожаров и проведения спасательных операций.

Основные элементы:

Шасси — грузовой или малотоннажный автомобиль, обеспечивающий мобильность.

Пожарное оборудование — насосы, рукава, стволы для подачи воды и пенообразующих смесей.

Водяной бак — резервуар для хранения воды или огнегасящей жидкости.

Подъёмные устройства — автолестницы, автовышки или гидравлические стрелы для доступа на высоту.

Системы управления — позволяют регулировать подачу воды и давление, управлять насосами и гидравликой.

Спасательные приспособления — гидравлические ножницы, лестницы, люльки, световое и аварийное оборудование.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ:
КОНСТРУКЦИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ:
ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА